Учебник по Corel Painter 8.0

Системы сопоставления цветов


Все вышеизложенные способы не смогли решить проблему точной передачи цвета полностью. И все же было найдено компромиссное решение, которое позволяет компьютерным художникам мирно сотрудничать с печатниками, воспроизводящими их работы. Это решение состоит в создании системы сопоставления цветов.

Каждая система сопоставления цветов включает в себя эталонную таблицу цветов, выполняющих функции палитры. Изготовление эталона требует тщательного контроля. Каждому цвету присваивается свое уникальное имя и указывается тип пигмента или состав смеси из различных пигментов, необходимых для его создания. Указывается также тип бумаги, соответствующий данному пигменту. В дополнение к этой таблице, используемой как справочник, пользователь получает образцы цветов, которые можно вырезать и прикрепить к изображению. Это позволяет точно указать печатнику и заказчику, какой цвет предполагается получить.

Система сопоставления цветов обеспечивает точный визуальный контроль. Вы можете выбрать цвет в изображении и сопоставить его с образцом, взятым из эталонной таблицы.

ВНИМАНИЕ. Существует система сопоставления цветов и система управления цветами, предназначенная для согласования данных, представленных в цветовой модели одного устройства, с данными для цветовой модели другого устройства. Это необходимо для адекватного преобразования цвета из одной модели в другую. Например, из RGB-модели для монитора в CMYK-модель для принтера.

Иногда в качестве синонима системы управления цветами используется также термин сопоставление диапазонов цветов.

Система управления цветами ориентирована на монитор. Учитывая ограничения, определяемые выходными характеристиками конкретного принтера, можно отрегулировать способ отображения изображения (например, с помощью приложения Color Managerment — Диспетчера цветов) таким образом, чтобы изображение на экране монитора близко соответствовало изображению, которое будет получено при печати (точное соответствие принципиально невозможно из-за различной физической природы синтеза цветовых оттенков на экране и на бумаге — аддитивной и субтрактивной). В связи с этим система управления цветами базируется на мониторе, демонстрирующем возможности принтера или фотонаборного устройства.


Для дизайнерских разработок обычно используется палитра, соответствующая системе сопоставления цветов, выбранной для конкретного проекта, и для которой имеется полная уверенность, что напечатанный цвет будет соответствовать цвету определенной ячейки палитры. Следует регулярно обновлять альбомы образцов цветов, поскольку выцветание ооразцов может повлиять на правильность выбора цвета.

Палитры PANTONE

Это одна из самых больших и полных систем сопоставления цветов. Она первой получила международный статус системы стандартизации цветов и пока остается доминирующей на рынке полиграфической продукции. Система сопоставления цветов PANTONE возникла задолго до того, как она стала использоваться в качестве цветной электронной палитры при создании компьютерных изображений. Во многих современных программах графики электронные палитры соответствующих систем сопоставления цветов поставляются вместе с высококачественными копиями цветовых каталогов:

  • PANTONE Process Colors (PANTONE триадные цвета);


  • PANTONE MATCHING SYSTEM Colors (PANTONE плашечные цвета);


  • PANTONE HEXACHROME Colors (PANTONE шестицветная система).


  • Компьютерный вариант палитры PANTONE Process Colors содержит более 3000 различных типов триадных цветов, каждый из которых попадает в области цветового охвата монитора и принтера. Все они созданы на основе модели CMYK.

    Первые 2000 цветов представляют собой двухцветные комбинации, остальные — трех- и четырехцветные комбинации. Поскольку все цвета палитры основаны на модели CMYK, при печати изображений, созданных с помощью этой палитры, не требуется дополнительных слоев цветоделения.

    Компьютерный вариант палитры PANTONE MATCHING SYSTEM Colors включает свыше 220 плашечных цветов.

    Плашечные цвета воспроизводятся с помощью специальной технологии, базирующейся на использовании для каждого цвета соответствующего ему уникального красителя (чернил). Поскольку они не прозрачны, то отражают свет поверхностным слоем.

    Это позволяет добиться воспроизведения очень ярких тонов и специальных эффектов типа металлизации и иризации (перелива оттенков при разных углах



    зрения).

    Компьютерный вариант палитры PANTONE HEXACHROME Colors введен в Painter. Эта палитра базируется на цветовой модели CMYK, но дополнительно к ее четырем цветам она использует два новых цвета; зеленый (G) и оранжевый (О). Это позволяет существенно расширить диапазон воспроизводимых цветов при офсетной печати и заметно поднять качество цветопередачи.

    Полиграфисты, занимающиеся подготовкой и изданием красочных буклетов по живописи, и специалисты в области рекламы, чьи доходы напрямую связаны с воздействием цветных публикаций на покупателя, уже давно имеют претензии к стандартной модели CMYK из-за относительно узкого диапазона воспроизводимых цветов. При четырехцветной печати можно получить достаточно реалистичные красные цвета, но невозможно добиться ярких розовых, синих, фиолетовых и многих других цветов. Но даже те цвета, которые хорошо воспроизводятся с помощью этой модели, часто оказываются недостаточно насыщенными.

    По этой причине была разработана новая технология воспроизведения цвета, получившая известность как HiFi Color. К настоящему времени создано несколько вариантов HiFi Color. Их обшей чертой является расширение используемой при цветовой печати гаммы цветов за счет добавления новых цветов к четырем цветам CMYK. Наряду с рассмотренной шестицветной системой PANTONE® HEXACHROME (TM) Colors, использующей два дополнительных цвета — зеленый и оранжевый, реализованы и другие системы. Так, в системе HiFi Color 3000 фирмы LinoTipe-Hell для получения ярких красных, зеленых и синих цветов используются семь цветов (три аддитивных цвета модели RGB и четыре субтрактивных — модели CMYK).

    При выборе с помощью палитр PANTONE цветовой ячейки соответствующие ей значения компонентов цвета могут быть отображены одновременно с помощью двух цветовых моделей из приведенного списка: RGB, HSB, CMYK и Lab.


    Содержание раздела