Corel Xara 2.0


Цветоделение и растрирование


Цветные документы представляют более сложный случай растрирования. Оригинал-макеты для них должны быть представлены в виде нескольких пленок: по одной для каждой наносимой краски. Разделение цветного изображения на отдельные краски (компоненты) называется цветоделением. Простейшим случаем является использование плашечных цветов. В этом случае каждый из них выводится на отдельную пленку. Концепция полутонового растра позволяет пользоваться оттенками при работе с плашечными цветами. Оттенки определяются заранее при помощи Color editor. При определении оттенка фактически выполняется растрирование, при котором интенсивность цвета уменьшается пропорционально размерам точек полутонового растра. Математически, процентный параметр оттенка соответствует размеру соответствующих ему точек растра.

Более общим случаем является цветоделение полноцветных документов. При этом для представления всех цветов используются четыре краски модели CMYK, называемые также триадными. Следовательно, полноцветные документы выводятся с помощью фотонаборного автомата на четыре пленки, соответствующие базовым цветам этой модели. Каждый из них растрируется отдельно с различными углами наклона растровой сетки.

При горизонтальном или вертикальном расположении строк растровой сетки (линий растра) подчеркивается линейная структура последнего, и визуально растр более заметен. Традиционно угол наклона при печати монохромных документов и печати плашечными цветами составляет 45° — это значение обеспечивает наилучшую маскировку линейной структуры растра, и проверено временем.

Из-за чего приходится обсуждать углы наклона растра? Во-первых, из-за того, что этот параметр может быть изменен средствами CorelXARA. Наличие этого элемента управления прямо-таки провоцирует изменить наклон растра и посмотреть, что получится. Да, действительно, наклон растра можно изменить, но делать этого не следует практически никогда. Углы наклона, установленные по умолчанию, определены путем многолетних практических экспериментов с цветной печатью и монохромной печатью полутоновых изображений. Кроме того, оптимальный угол наклона растра указан в файле описания выбранного вами принтера (PPD). Если у вас нет веских оснований для изменения наклона растра (и в типографии не возражают), не меняйте принятые по умолчанию значения. Если вы работаете с цветным документом, скорее всего, вывод окончательного оригинал-макета, цветоде-ленных полос и фотоформ будет выполняться не вами, а сервисным бюро. Изменив принятые по умолчанию углы наклона, вы готовите его сотрудникам хорошо замаскированную западню. Если же им удастся ее избежать, то в нее почти наверняка попадут в типографии.


С разными углами наклона растра приходится иметь дело почти исключительно при печати триадными цветами. На это имеются две причины. Во-первых, нанести триадные краски на лист без изменения угла наклона растра просто невозможно — в противном случае цветные точки, соответствующие базовым цветам, будут просто печататься одна поверх другой. Углы наклона растров для базовых цветов должны быть подобраны таким образом, чтобы были видны все точки, — без этого базовые цвета не смогут зрительно смешиваться для читателя, образуя нужный цвет. Конечно, и в этом случае не обойтись без частичного перекрывания точек, но, поскольку триадные краски полупрозрачны, в этом нет большой беды. Тем не менее, принятые по умолчанию углы наклона растров, соответствующих базовым триадным цветам, подобраны на основе многолетнего опыта, и для их изменения нужны очень весомые причины. В конечном итоге углы наклона растров должны быть подобраны так, чтобы точки базовых цветов группировались в виде розеток (см. верхнее левое изображение на рис. 11.16). Каждую такую розетку можно рассматривать как некую метаточку цветного растра, образующую цвет в данной точке изображения.





Рис. 11.16.

Углы наклона растров базовых цветов при печати триадными красками и схема возникновения муара

Правое верхнее изображение на рис. 11.16 иллюстрирует еще одну причину, по которой углам наклона растров базовых цветов при печати триадными цветами приходится уделять столь существенное внимание. Если эти углы не согласованы, на изображении появляется муар — грязноватые волны. Муар — часто встречающийся брак цветовоспроизведения.

Для успешной печати в типографии цветных документов часто необходима особая стадия подготовки макета — треппинг.


Содержание раздела